Все статьи

Роль обучения пациентов в непрерывном мониторинге глюкозы

17.03.2022

В октябре 2021 г. в онлайн-формате при поддержке компании Abbott прошел круглый стол, в рамках которого проф. Т.Ю.Демидова, доц. И.А.Барсуков и И.Г.Рыбкина обсудили важность обучения пациентов в непрерывном мониторинге глюкозы (НМГ).

Обучение пациентов с сахарным диабетом (СД) является неотъемлемой частью терапевтических мероприятий, причем, согласно Алгоритмам специализированной медицинской помощи больным с сахарным диабетом 2021 г., обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении [1]. Эксперты Американской диабетической ассоциации (США) также в своих рекомендациях обращают внимание, что все пациенты с СД должны пройти обучение по основам управления СД для получения знаний о заболевании, приобретении навыков самоконтроля и упрощения принятия решений [2].

Эллиот Проктор Джослин

Важно помнить, что ни одно из устройств, используемых при СД, не может работать оптимально без соответствующего обучения пациента и его последующего наблюдения [3]. Таким образом, применение устройств НМГ необходимо сочетать с комплексным обучением пациентов, тренингами и поддержкой для оптимального внедрения данной технологии [4].

В 2017 г. был опубликован Консенсус по НМГ в отношении обучающих программ для пациентов [5], согласного которому все пациенты должны пройти обучение тому, как интерпретировать свои данные об уровне глюкозы и реагировать на них. При этом в процессе обучения и подготовки пациентов использованию НМГ должны использоваться стандартизированные программы с последующим наблюдением для улучшения приверженности и содействия надлежащему использованию данных и методов лечения диабета.

Сегодня в мире существует ряд обучающих программ для пациентов на НМГ (SPECTRUM [6], программа для детей и подростков - разработанная ISPAD [7], и Dynamic GM [8] и др.). Особый интерес представляет программа Flash, разработанная в Германии и направленная на обучение пациентов, использующих систему FreeStyle Libre. Обучающая программа для пациентов Flash продолжается 6 нед и включает 4 занятия (рис. 1) [9, 10].

Рис. 1. Обучение пациентов, использующих систему FreeStyle Libre – программа FLASH (Германия) [10]

 Обучение пациентов, использующих систему FreeStyle Libre – программа FLASH (Германия)

Полученные результаты исследования применения обучающей программы по использованию Flash мониторинга у пациентов с СД показали более выраженное снижение HbA1c у пациентов из группы Flash-обучения. Показано более частое использование стрелок тенденций пациентами для коррекции терапии в группе, прошедшей обучение по программе Flash в сравнении с группой контроля (69,6% и 54,6%, соответственно, p = 0,003) [9].

В России в рамках «Школы здоровья для пациентов с СД” на базе РНИМУ им Н.И Пирогова/ ГКБ им В.П Демихова» проводится обучающая программа Dihappy для пациентов с СД, использующих FreeStyle Libre. Средняя продолжительность госпитализации пациентов на базе стационара составляет 7-12 койко-дней, поэтому за это время пациенты успевают пройти 5 занятий продолжительностью 90 мин и более (рис. 2).

Рис. 2. Обучающая программа Dihappy для пациентов с СД, использующих FreeStyle Libre

Обучающая программа Dihappy для пациентов с СД, использующих FreeStyle Libre

Внедрение обучающих программ для пациентов с СД по использованию НМГ способствует улучшению гликемического контроля: снижению HbA1c, увеличению ВЦД, сокращению ВНД [11,12], более регулярному использованию данных НМГ пациентами [12], снижению потребности в рутинной глюкометрии (образовательная программа по Flash мониторингу) [12] и лучшему освоению систем НМГ пациентами [13].

Список литературы:

1. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным с сахарным диабетом. Под. Ред. И.И. Дедова , М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. 10-й выпуск. Москва, 2021
2. American Diabetes Association. 5. Facilitating Behavior Change and Well-being to Improve Health Outcomes: Standards of Medical Care in Diabetes-2021. Diabetes Care. 2021 Jan;44(Suppl 1):S53-S72
3. American Diabetes Association. 7. Diabetes Technology: Standards of Medical Care in Diabetes-2021. Diabetes Care. 2021 Jan;44(Suppl 1):S85-S99. doi: 10.2337/dc21-S007. PMID: 33298418.
4. American Diabetes Association. Standards of Medical Care in Diabetes. Diabetes Care 2020;43(Suppl. 1):S79.
5. Danne T. et al. International consensus on use of continuous glucose monitoring // Diabetes Care. 2017. Vol. 40, № 12. P. 1631–1640.
6. Gehr B, Holder M, Kulzer B, Lange K, Liebl A, Sahm C, von Sengbusch S, Schlüter S, Siegmund T, Thurm U, Ziegler R, Freckmann G, Heinemann L; SPECTRUM Group. SPECTRUM. J Diabetes Sci Technol. 2017 Mar;11(2):284-289.
7. Phelan H, Lange K, Cengiz E, Gallego P, Majaliwa E, Pelicand J, et al. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2018: Diabetes education in children and adolescents. Pediatr Diabetes. 2018;19(S27):75–83.
8. Pemberton JS, Kershaw M, Dias R, Idkowiak J, Mohamed Z, Saraff V, Barrett TG, Krone R, Uday S. DYNAMIC: Dynamic glucose management strategies delivered through a structured education program improves time in range in a socioeconomically deprived cohort of children and young people with type 1 diabetes with a history of hypoglycemia. Pediatr Diabetes. 2021 Mar;22(2):249-260.
9. Hermanns N, Ehrmann D, Schipfer M, Kröger J, Haak T, Kulzer B. The impact of a structured education and treatment programme (Flash) for people with diabetes using a flash sensor-based glucose monitoring system: Results of a randomized controlled trial. Diabetes Res Clin Pract. 2019 Apr;150:111-121.
10. Schipfer M, Albrecht C, Ehrmann D, Haak T, Kulzer B, Hermanns N. Makes FLASH the difference between the intervention group and the treatment-as-usual group in an evaluation study of a structured education and treatment programme for flash glucose monitoring devices in people with diabetes on intensive insulin therapy: study protocol for a randomised controlled trial. Trials. 2018 Feb 5;19(1):91.
11. Pemberton JS, Kershaw M, Dias R, Idkowiak J, Mohamed Z, Saraff V, Barrett TG, Krone R, Uday S. DYNAMIC: Dynamic glucose management strategies delivered through a structured education program improves time in range in a socioeconomically deprived cohort of children and young people with type 1 diabetes with a history of hypoglycemia. Pediatr Diabetes. 2021 Mar;22(2):249-260.
12. Hermanns N, Ehrmann D, Schipfer M, Kröger J, Haak T, Kulzer B. The impact of a structured education and treatment programme (Flash) for people with diabetes using a flash sensor-based glucose monitoring system: Results of a randomized controlled trial. Diabetes Res Clin Pract. 2019 Apr;150:111-121.
13. Schlüter S, Freckmann G, Heinemann L, Wintergerst P, Lange K. Evaluation of the SPECTRUM training programme for real-time continuous glucose monitoring: A real-world multicentre prospective study in 120 adults with type 1 diabetes. Diabet Med. 2021 Feb;38(2):e14467

Прямой эфир