Метаболический синдром (МС) - это совокупность кардиометаболических факторов риска с высокой распространенностью среди взрослого населения и большими затратами для систем общественного здравоохранения во всем мире. Несмотря на отсутствие консенсуса в отношении определения синдрома и критериев диагностики, он характеризуется сосуществованием таких факторов риска, как абдоминальное ожирение, атерогенная дислипидемия, повышенное артериальное давление (АД), протромботическое и провоспалительное состояние, инсулинорезистентность (ИР).
МС имеет сложное, многогранное, до конца не изученное происхождение. Было доказано, что малоподвижный образ жизни и несбалансированный режим питания могут сыграть фундаментальную роль в его развитии.
Митохондрии и ИР
В настоящее время известно, что мембраны эндоплазматического ретикулума митохондрий (МАМ) играют ключевую роль в регуляции инсулина. МАМ представляют собой специализированные области, подобные липидным плотам. Динамическая совокупность сфинголипидов и холестерина, которые могут перемещаться в жидком липидном бислое, функционирует как платформа для прикрепления белков во время трансдукции сигнала. Эти белки могут быть ферментами, переносчиками, киназами, ионными каналами или фосфатазами, что указывает на их участие в различных клеточных процессах, таких как кальциевый гомеостаз, липидный обмен, воспаление. Почти все вышеперечисленные явления имеют отношение к регуляции инсулина, поэтому нарушение такого процесса тесно связано как с синтезом, так и секрецией инсулина.
Тот факт, что МАМ играет ключевую роль в регуляции инсулина, дает ученым предполагать, что изменения в целостности MAM несут ответственность за ИР. То есть МАМ представляет собой потенциальную терапевтическая мишень для терапии СД 2 типа.
COVID-19 и метаболический синдром: может ли диета помочь?
Основным фактором, определяющим патофизиологию метаболического синдрома, является ИР. ИР - нарушение биологической восприимчивости к инсулину. Нарушение регуляции уровня глюкозы в крови уровень играет важную роль в воспалении и респираторных заболеваниях. Исследование пациентов с COVID-19 с уже существовавшим СД 2 типа продемонстрировало, что хорошо контролируемый уровень глюкозы в крови (гликемическая вариабельность в пределах 3,9–10,0 ммоль / л) был связан с снижение количества медицинских вмешательств, серьезных травм органов и общей смертности во время госпитализации, по сравнению с пациентами с плохо контролируемыми уровень глюкозы в крови (гликемическая вариабельность превышает 10,0 ммоль / л).
Изучение такого феномена, как «метаболическая память» и «митохондриальное терапевтическое питание», позволила ученым предполагать, что питание с высоким содержанием белка и жира, низким содержанием углеводов позволяет удерживать уровень гликемии в пределах целевых значений.
Йога
МС связан с малоподвижным образом жизни и стрессом, поэтому врачи настоятельно рекомендуют пациентам заниматься физическими упражнениями и стараться применять техники расслабления.
Йога считается идеальным видом спорта, который положительно влияет на разум и тело.
Заключение
К сожалению, если раньше МС считался болезнью людей более старшего возраста, то теперь увеличился процент молодых пациентов. МС распространен как среди мужчин, так и среди женщин, однако в последнее время отмечается рост заболеваемости среди женщин репродуктивного возраста.
Помимо сердечно-сосудистых заболеваний и СД, МС ведет к неалкогольному стеатогепатиту, ряду онкологических заболеваний. Выявлена также связь метаболического синдрома с возникновением псориаза и некоторых психоневрологических нарушений.
Диагностика и лечение морбидного ожирения и заболеваний, ассоциированным с МС должно происходить с участием врача-эндокринолога, диетолога, психолога при непосредственном участии и желании пациента.
Литература:
1. Bovolini A. et al., Metabolic Syndrome Pathophysiology and Predisposing Factors. Int J Sports Med 2021 Mar;42(3):199-214. doi: 10.1055/a-1263-0898. Epub 2020 Oct 19.
2. Maryanne Demasi. COVID-19 and metabolic syndrome: could diet be the key? BMJ Evid Based Med 2021 Feb;26(1):1-2. doi: 10.1136/bmjebm-2020-111451. Epub 2020 Jul 10.
3. Dastan M Khoshnaw. Yoga as a complementary therapy for metabolic syndrome: A narrative review. J Integr Med 2021 Jan;19(1):6-12. doi: 10.1016/j.joim.2020.09.002. Epub 2020 Sep 5.
4. Han Cheng et al., The Molecular Mechanisms Underlying Mitochondria-Associated Endoplasmic Reticulum Membrane-Induced Insulin Resistance. Front Endocrinol (Lausanne) 2020 Nov 23;11:592129. doi: 10.3389/fendo.2020.592129. eCollection 2020.
5. Tomoyuki Kawada. Smoking, hyperhomocysteinemia, metabolic syndrome, and cardiovascular risk. Nutrition 2021 Jan;81:111031. doi: 10.1016/j.nut.2020.111031. Epub 2020 Oct 12.